Мозаика «Познание мира» (по мотивам гравюры Камиля Фламмариона)
Эта мозаика открывает космический цикл и символизирует прошлое — время первых попыток человека постичь устройство вселенной. В её основе — знаменитая гравюра французского астронома и писателя Камиля Фламмариона конца XIX века. На ней, как и здесь, изображён пилигрим, приподнимающий небесную твердь и заглядывающий за грань видимого мира. Его тело как будто разделено — одна часть остаётся в привычной земной реальности, другая вступает в область высшего знания.
Только здесь авторы использовали комбинированную технику — плитку и смальту. Смальта применена особенно выразительно: она образует сияние радуги и солнечных лучей. Радуга и «колесо в колесе» вверху мозаики отсылают к библейскому видению пророка Иезекииля (глава 1):
«И видел я видение Божие, и колеса, и вид колес и устроение их — как вид топаза, и подобие у всех четырех одно. И по виду их, и по устроению их казалось, будто колесо находилось в колесе.
…И видел я как бы пылающий металл, как бы вид огня внутри него вокруг; от вида чресл его и выше и от вида чресл его и ниже я видел как бы некий огонь, и сияние было вокруг него. В каком виде бывает радуга на облаках во время дождя, такой вид имело это сияние кругом.»
Таким образом, композиция соединяет в себе научное любопытство эпохи Просвещения, мистическое видение мира и советский гуманистический пафос познания.