Буденовский / Большая Садовая
Азовские походы Петра I, Казачество и Азов, подвиг батареи Оганова
Подземный переход на Будённовском проспекте у пересечения с Большой Садовой — не просто транспортный узел, но культурное пространство, насыщенное символикой и исторической памятью. Две крупные мозаики, размещённые в нём, обращают внимание на ключевые пласты истории Ростова и России: одна — к подвигу в годы Великой Отечественной войны, другая — к эпохе Петра I и Азовским походам. В первой — рассказ о батарее Оганова, стойком сопротивлении и защите города во времена страшного натиска врага. Во второй — образ морского становления России: корабли, стапели, строительство флота, боевые походы — и связь донской земли с великим морским проектом Петра Великого. Эти мозаики не просто украшают стены — они создают визуальный диалог между прошлым и настоящим, связывая героические страницы истории с городом, в котором они продолжают жить.
(перемещайте изображение влево-вправо)
Азовские походы Петра I
В подземном переходе на пересечении Будённовского проспекта и Большой Садовой, где общая тема «Воинская доблесть Дона» раскрывается через века, одно из панно переносит нас в эпоху коренных преобразований России — к временам Азовских походов Петра I. Эта мозаика посвящена не просто военному походу, а рождению России как морской державы, моменту, когда судьба страны навсегда изменилась.

Масштабное историческое полотно
Перед зрителем разворачивается грандиозная картина военных приготовлений на берегах Дона. Художники создали сложную, многоплановую композицию, где в едином порыве слились разные сословия Российской империи. Мы видим стройные шеренги гвардейцев Семёновского и Преображенского полков в ярких мундирах, донских казаков в их традиционной одежде и простых работных людей, чей труд стал основой будущей победы. На заднем плане, как символ грядущего триумфа, высятся корпуса кораблей первой российской флотилии, готовые отправиться к стенам турецкой крепости Азов.

Особое место в композиции занимает фигура царя-реформатора Петра I. Он изображён в синем кафтане и треуголке, живой и энергичный. Однако у этого образа есть своя, почти детективная история. Изначально, по идеологическим соображениям советской цензуры, фигура Петра была вырезана из эскиза, и панно долгие годы существовало в усечённом виде. Свой первоначальный художественный замысел и законченность мозаика обрела лишь в 1992 году, когда утраченный фрагмент был, наконец, восстановлен. Таким образом, это панно — не только памятник истории, но и свидетельство своей собственной эпохи.

Мозаика мастерски соединяет несколько сюжетных линий:
  • Военный совет: Встреча войскового атамана с станичным, олицетворяющая союз регулярной армии и казачьей вольницы.

  • Народный труд: Сцены повседневного героизма — плотники, строящие корабли, работники, укладывающие припасы, рыбаки и матери с детьми. Эти образы подчёркивают, что великие свершения совершаются общим трудом всего народа.

  • Символика флота: Корабли на панно несут на себе исторические флаги, позволяя проследить генезис российского военно-морского стяга. Они — главный символ новой, устремлённой в будущее России.

Эта мозаика доносит до нас мощную идею: сила государства рождается в единстве власти, армии и народа. Она запечатлела переломный момент отечественной истории, когда Россия под предводительством Петра Великого совершила свой решительный прорыв к морским просторам и европейскому будущему. Проходя мимо, каждый может ощутить дыхание той эпохи и вспомнить, что воинская доблесть Дона имеет славные и глубокие корни.
Казаки
Правая фланкирующая композиция продолжает рассказ о воинской доблести Дона, обращаясь к началу славного пути — Первому Азовскому походу 1695 года. В отличие от главного панно, эта мозаика посвящена суровой, но не менее важной странице истории: военной неудаче, которая стала бесценным уроком и залогом будущих побед.

Центральное место в композиции занимают не фигуры воинов, а боевые трофеи и атрибуты войны: пушки, ядра, барабан и пики, сложенные декоративную группу.

Боевые трофеи объединены гирляндой из лавровых листьев и васильковой ленты. Васильковый (синий) — традиционный цвет донского казачества. На фоне, контрастируя со статичным натюрмортом, мы видим стремительный налёт донских всадников. Их движение направлено в сторону изображения Азовской крепости на соседнем панно, создавая единое повествовательное пространство и символизируя неостановимый порыв к цели.

Идея, заложенная в композиции
Эта мозаика доносит мысль: путь к славе редко бывает прямым, а настоящая сила рождается в умении извлекать уроки из поражений. Первый Азовский поход не достиг своей цели, но он ясно показал Петру I и всей России необходимость создания собственного военно-морского флота. Таким образом, эта, казалось бы, неудачная кампания напрямую привела к грандиозным преобразованиям и исторической победе во Втором походе 1696 года.

Мозаика служит напоминанием о том, что мужество проявляется не только в победах, но и в стойкости перед лицом трудностей, и что каждая попытка, даже не увенчавшаяся успехом, — это шаг на пути к великим свершениям.
Крепость Азов
Левая фланкирующая композиция служит триумфальным финалом истории, начало которой положил Первый Азовский поход. Она переносит нас в 1696 год — момент великого перелома и победы молодой Российской империи. Если правая мозаика рассказывает о суровом уроке, то эта — о блестящем успехе, рождённом из этого урока.

Композиционно перекликаясь с предыдущей, эта мозаика заменяет сухопутные атрибуты на морские. Вместо барабанов и пик мы видим мощные корабельные пушки, навигационные инструменты (карты, компас), штурвал и якорь. Этот набор символов красноречиво говорит о главном: неудача 1695 года была осмыслена, и её причина — отсутствие флота — устранена.
Величественные корабли, построенные на верфях Воронежа, были спущены по Дону и впервые блокировали Азов с моря.

Ключевым отличием и главным символом этой мозаики является триколор — сине-бело-красная лента, которая гордо пронизывает лавровый венок славы.

Этот флаг, под которым сражались корабли Азовской флотилии, становится здесь символом нового, морского статуса страны и её прорыва в будущее.

Успех Второго Азовского похода был предопределён тщательной подготовкой: численность войск и мощь осадной артиллерии были значительно увеличены, а общее командование было поручено опытному боярину Алексею Семёновичу Шеину, чью фигуру мы можем видеть на центральном панно в окружении Петра I.

Соединяя детали военной атрибутики с историческим пейзажем, мозаика создаёт целостный и мощный образ. Она — олицетворение момента зарождения регулярного русского флота, первой совместной победы армии, казачества и флота. 

(перемещайте изображение влево-вправо)
Подвиг батареи Оганяна
Перед зрителем разворачивается драматическая картина боя 17 ноября 1941 года. Художники-монументалисты с документальной точностью воссоздали тот самый неравный бой на заснеженных подступах к Ростову. Батарея младшего лейтенанта Оганова и комиссара Вавилова ценой почти всех жизней героически сдерживала натиск врага, отразив три танковые атаки и уничтожив 22 единицы бронетехники противника.

Композиция и символизм
Мозаика, развёрнутая по горизонтали, погружает зрителя в эпицентр сражения:
  • Динамика боя: Композиция наполнена движением — солдаты в шинелях подносят снаряды, заряжают орудия, ведут прицельный огонь. Напряжение момента подчёркивают клубы дыма, разрывы снарядов и горящие немецкие танки на заднем плане.
  • Центральный образ: В центре панно — фигура комиссара Сергея Вавилова. Изображённый в полный рост, с поднятой рукой, он становится олицетворением мужества и несгибаемой воли, призывным символом, поднимающим бойцов в решающую атаку.
  • Портрет героя: С краю композиции мы видим командира батареи — младшего лейтенанта Сергея Оганова (Оганяна). Мастера мозаики с удивительной точностью, несмотря на хрупкость материала, передали его кавказские черты, а рубиновые петлицы (знак различия до 1943 года) помогают безошибочно узнать образ молодого офицера.

Годы создания 1983-1985
Орден «Победа»
На этой мозаике изображен орден «Победа» — редчайшая и самая высокая военная награда Советского Союза. Его символика подчеркивает величие исторической победы в Великой Отечественной войне: В центре звезды — Спасская башня Кремля и лаврово-дубовый венок, символизирующие силу, вечность и благодарную память народа. В переходе этот знак становится не просто изображением ордена, а вечным напоминанием о подвиге и благодарности целого народа.

Годы создания 1984-1985